Что такое франчайзинг
Во франшизу входят торговая марка, новейшие разработки, бизнес-стратегии, устоявшаяся репутация франчайзера – владельца франшизы.
Франчайзи же за получение этого права выплачивает паушальный взнос, а за последующее использование регулярно отчисляет роялти.
Основные особенности этого типа построения бизнеса
Главным принципом франчайзинга остается полная поддержка и помощь от франчайзера франчайзи. Последнему не нужно раскручивать бренд самостоятельно, он может рассчитывать на бизнес-консультации, связи с поставщиками, советы по маркетингу и предоставление информации о состоянии рынка. Можно быть относительно уверенным в прогнозах на будущую прибыль, ведь франчайзи опирается на опыт многих других франшиз.
Тем не менее, без определенных знаний и собственного опыта во франчайзинге не обойтись. Хоть основные вопросы решает франчайзер, франчайзи берет на себя достаточно обязательств, которые нужно выполнять. В частности, выплачивать роялти. Да и чтобы начать бизнес, потребуются немалые вложения, например паушальный взнос, плата за аренду помещения, зарплата сотрудникам и т.д. Важно понимать специфику выбранного типа франчайзинга, и быть готовым к полной зависимости от торговой марки — если та будет получать недостаточно прибыли, то и франчайзи понесет убытки вместе с ней.
История франчайзинга
А вот по поводу официальной версии споров гораздо меньше. Согласно ей, франчайзинг зародился в США на рубеже 19-20 веков, с легкой руки Исаака Меррита Зингера. Швейный магнат, чье имя до сих пор ассоциируется с лучшим оборудованием для кройки и шитья, организовал незадолго до этого «Объединение швейных машин». Произошло это в 1851 году, и компаньоном Зингера по бизнесу стал адвокат Эдвард Кларк. Вступавшие в это объединение, получали право выпускать товар под торговой маркой Zinger , за счет этого Зингер с Кларком получили огромную прибыль и стали лидерами в швейной области.
Спустя пару десятков лет у Зингера переняли эстафету компания «Дженерал моторс». В 1898 году, когда бюджета компании не хватало для развития розничной сети, они предложили своим партнерам дилерскую систему отношений. «Дженерал моторс» стали продавать свои автомобили через региональных посредников, и очень скоро даже магазины велосипедов стали заинтересованы в реализации их товара. Нельзя не вспомнить и Генри Форда с его конвейерной системой, по примеру своих предшественников он тоже активно продавал права на свой бренд.
Однако полноценное формирование франчайзинга произошло немного позже, в 20-х годах XX века. Это время, когда оптовые поставщики стали предлагать розничным точкам продавать продукцию под собственной торговой маркой. Массовый спрос потребителей на предметы первой необходимости привел к появлению дистрибьюторских сетей, а с приходом Великой депрессии в 30-е годы, франчайзинг в США стал развиваться в нефтяной промышленности.
Бум франчайзинга пришелся на пятидесятые.
В 80-е годы из-за сокращения менеджеров среднего звена франчайзинг пережил второе рождение. В большинстве своем уволенные сотрудники опасались открывать собственный бизнес и приобретали франшизу. И сейчас, в веке 21-м, франчайзинг популярен как никогда — только в Соединенных Штатах количество предприятий, работающих по франшизе 770 тысяч.
Франчайзинг в России
Наша страна по праву считается одним из лидеров мирового франчайзинга. В России на данный момент более 50 тысяч франчайзеров и около полутора тысяч брендов франшиз.
Еще в конце прошлого века была образована Российская Ассоциация Франчайзинга — некоммерческая организация, созданная в ответ на повышенный интерес к франшизам. РАФ стала проводить различные семинары и конференции, взяла на себя функции юридического консультанта и информационного форума.
Развитие через общепиты остается самым надежным и популярным в российском франчайзинге. Однако в последние года уделяется больше внимание франшизам в сфере здравоохранения и образования. Появляется все больше мультибрендовых франчайзи, так как бизнесмены подстраховывают себя на случай краха одной из франшиз, плюс увеличивают собственную прибыль. Растет клиентоориентировость — модели бизнеса становятся все более гибкими и рассчитанными на индивидуальный запрос. Ну и по примеру иностранных коллег все больше маркетологов в России осознают необходимость в ведении соцсетей, ведь только там можно добиться столь массовой аудитории потребителей.