Добавить франшизу
04.02.2019 0 484

Что такое франчайзинг

Франчайзинг – система отношений между двумя сторонами (компаниями или физ. лицами), в которых одна из сторон передает другой разрешение на использование своей франшизы.

Во франшизу входят торговая марка, новейшие разработки, бизнес-стратегии, устоявшаяся репутация франчайзера – владельца франшизы.

Франчайзи же за получение этого права выплачивает паушальный взнос, а за последующее использование регулярно отчисляет роялти.

Основные особенности этого типа построения бизнеса

Главным принципом франчайзинга остается полная поддержка и помощь от франчайзера франчайзи. Последнему не нужно раскручивать бренд самостоятельно, он может рассчитывать на бизнес-консультации, связи с поставщиками, советы по маркетингу и предоставление информации о состоянии рынка. Можно быть относительно уверенным в прогнозах на будущую прибыль, ведь франчайзи опирается на опыт многих других франшиз.

Тем не менее, без определенных знаний и собственного опыта во франчайзинге не обойтись. Хоть основные вопросы решает франчайзер, франчайзи берет на себя достаточно обязательств, которые нужно выполнять. В частности, выплачивать роялти. Да и чтобы начать бизнес, потребуются немалые вложения, например паушальный взнос, плата за аренду помещения, зарплата сотрудникам и т.д. Важно понимать специфику выбранного типа франчайзинга, и  быть готовым к полной зависимости от торговой марки —  если та будет получать недостаточно прибыли, то и франчайзи понесет убытки вместе с ней.

История франчайзинга

В кругу некоторых экономистов и историков ходит любопытная легенда о происхождении франшизы: мол, она появилась еще в 15-м веке, когда королева Испании Изабелла Кастильская передала Христофору Колумбу право на торговлю с Новым Светом.
Можно, конечно, считать это первой франшизой, но здесь скорее речь идет о спонсорстве и покровительстве монаршей особы.

Что такое франчайзинг
Вряд ли Колумб тогда предполагал, что его могут назвать первым франчайзи

А вот по поводу официальной версии споров гораздо меньше. Согласно ей, франчайзинг зародился в США на рубеже 19-20 веков, с легкой руки Исаака Меррита Зингера. Швейный магнат, чье имя до сих пор ассоциируется с лучшим оборудованием для кройки и шитья, организовал незадолго до этого «Объединение швейных машин». Произошло это в 1851 году, и компаньоном Зингера по бизнесу стал адвокат Эдвард Кларк. Вступавшие в это объединение, получали право выпускать товар под торговой маркой Zinger , за счет этого Зингер с Кларком получили огромную прибыль и стали лидерами в швейной области.

Спустя пару десятков лет у Зингера переняли эстафету компания «Дженерал моторс». В 1898 году, когда бюджета компании не хватало для развития розничной сети, они предложили своим партнерам дилерскую систему отношений. «Дженерал моторс» стали продавать свои автомобили через региональных посредников, и очень скоро даже магазины велосипедов стали заинтересованы в реализации их товара. Нельзя не вспомнить и Генри Форда с его конвейерной системой, по примеру своих предшественников он тоже активно продавал права на свой бренд.

Что такое франчайзинг
Прародительница франшизы — легендарная машинка Зингер

Однако полноценное формирование франчайзинга произошло немного позже, в 20-х годах XX века. Это время, когда оптовые поставщики стали предлагать розничным точкам продавать продукцию под собственной торговой маркой. Массовый спрос потребителей на предметы первой необходимости привел к появлению дистрибьюторских сетей, а с приходом Великой депрессии в 30-е годы, франчайзинг в США стал развиваться в нефтяной промышленности.

Бум франчайзинга пришелся на пятидесятые.

Интересно, что своему существованию всемирно известный McDonalds обязан продавцу мультимиксеров Рэю Кроку, которому в то время приглянулся ресторанчик быстрого питания в Сан-Бернардино.
Крок решил, что будет здорово продавать там свои миксеры, и купил у владельцев ресторана — братьев Макдональдов — лицензию создание общепита под этой маркой. После открытия своего первого ресторана McDonalds в 1955 году (в Дес-Плейнзе, штат Иллинойс), Рэй Крок стал продавать франшизы другим предпринимателям, и началась так называемая «франчайзинговая лихорадка». К 70-м годам продажа франчайзинговых компаний составляла уже 27% от всех розничных продаж в Америке.

В 80-е годы из-за сокращения менеджеров среднего звена франчайзинг пережил второе рождение. В большинстве своем уволенные сотрудники опасались открывать собственный бизнес и приобретали франшизу. И сейчас, в веке 21-м, франчайзинг популярен как никогда —  только в Соединенных Штатах количество предприятий, работающих по франшизе 770 тысяч.

Франчайзинг в России

Что такое франчайзинг
РАФ организует форумы, выставки и конференции по франчайзингу

Наша страна по праву считается одним из лидеров мирового франчайзинга. В России на данный момент более 50 тысяч франчайзеров и около полутора тысяч брендов франшиз.

Еще в конце прошлого века была образована Российская Ассоциация Франчайзинга — некоммерческая организация, созданная в ответ на повышенный интерес к франшизам. РАФ стала проводить различные семинары и конференции, взяла на себя функции юридического консультанта и информационного форума.

Пионерами в области российского франчайзинга стали предприятия «Дока-Хлеб» и «Дока-пицца», именно они стали первыми покупателями франшиз в России. Первая же иностранная франшиза на территории нашей страны —  «Баскин Роббинс», сеть кафе-мороженных.

Развитие через общепиты остается самым надежным и популярным в российском франчайзинге. Однако в последние года уделяется больше внимание франшизам в сфере здравоохранения и образования. Появляется все больше мультибрендовых франчайзи, так как бизнесмены подстраховывают себя на случай краха одной из франшиз, плюс увеличивают собственную прибыль. Растет клиентоориентировость —  модели бизнеса становятся все более гибкими и рассчитанными на индивидуальный запрос. Ну и по примеру иностранных коллег все больше маркетологов в России осознают необходимость в ведении соцсетей, ведь только там можно добиться столь массовой аудитории потребителей.

Маша Вереск
Автор статьи
Маша Вереск
Редактор сайта Franchisemap.ru, журналист, поэт, музыкант и художник-мультипликатор. Более трех лет пишет статьи для бизнес журналов.
Избранные записи
Перед тем, как выбрать франшизу, нужно в том числе и определиться с её видом. Ведь существуют разные форматы работы по ...
17.01.2019 0 516
У понятия "франшиза" несколько значений, в этой статье мы простыми словами расскажем сначала вкратце о каждом из них, а ...
16.01.2019 0 439
Ежегодно проходит много выставок, фестивалей и конференций, касающихся франчайзинга. Программа подобных мероприятий, ...
25.02.2019 0 381
О том, что такое франшиза, и какие виды франчайзинга вообще существуют, мы уже поговорили в статьях о том, что такое ...
20.01.2019 0 500
Чем больше людей работают на общее дело, тем эффективнее результат. Это понимают и участники ассоциаций по ...
06.03.2019 0 243
Роялти неразрывно связано с понятием франшизы. А что же такое, собственно, роялти, и с чем его едят? Можно ...
26.01.2019 0 461
Оставьте комментарий