Что такое паушальный взнос
О том, что такое франшиза, и какие виды франчайзинга вообще существуют, мы уже поговорили в статьях о том, что такое франшиза и какие бывают виды франчайзинга. Сейчас же подробнее остановимся на понятии паушального взноса.
То есть, это цена за то, чтобы франшизу купить и начать ей пользоваться.
Этимология термина
В отличие от французского происхождения франшизы, слово «паушальный» восходит к германским корням — «die Pauschale» происходит от древненемецкого «buosum» — выпуклость, а «der Bausch» означает толстый кусок чего-либо. В международном бизнесе часто применяют английский термин «lump sum» — единовременная выплата (дословно все тот же «крупный кусок»), а на французском паушальный взнос именуют «somme forfaitaire» — полная сумма.
В российском обиходе прижился именно немецкий вариант, однако нигде, кроме как в договорах подряда, его нельзя встретить на законодательном уровне.
Зачем нужно его платить
Как правило, в сумму паушального взноса входит не только продажа торгового знака, но и постоянные советы франчайзера по бизнес-вопросам. Можно сказать, что этой суммой Вы оплачиваете себе помощь в развитии нового предприятия.
Хороший франчайзер обеспечит Вас поставщиками, подберет оборудование, проведет тренинг персонала, разработает соответствующую бизнес-стратегию. При этом важно помнить, что оплачивать расходы по покупкам товара, аренде помещения и найму работников Вы можете самостоятельно, этим далеко не всегда занимается компания. Но именно знания по ведению дел, которые передает вам известный бренд, в конечном счете являются самыми ценными, и составляют больший процент паушального взноса.
Вывод — опытный бренд может знать тонкости и «фишки» для целевой аудитории, которые могут быть просто неведомы начинающему предпринимателю.
В чем отличие от роялти
Заплатив паушальный взнос, расслабляться не стоит. Помимо начальных затрат на новую точку, Вас ожидают регулярные отчисления с прибыли – роялти.
По сути, если паушальный взнос – плата за начало бизнеса, то роялти – плата за его управление. Величина роялти всегда индивидуальна, и оговаривается франчайзером в договоре. Адекватной суммой станет 2-5% от дохода. Сюда входит реклама, маркетинг, дизайн, обучение сотрудников, введение в рынок. Так как франчайзи пользуется всеми привилегиями уже сложившегося товарного знака, справедливо, что за эти блага приходится платить.
От чего зависит размер паушального взноса
Формируя паушальный взнос, франчайзер должен учитывать все будущие расходы на регистрацию новой франшизы и на ее подготовку к работе. Как и с роялти, размер вноса будет отличаться в разных франшизах в зависимости от требований и ожиданий от франчайзи в каждом конкретном случае. Нужно просто предусмотреть, на что именно пойдет в итоге паушальный взнос (технологии, затраты на запуск), чтобы грамотно распределить свой бюджет на последующие вложения во франшизу.
Взнос может варьироваться от нескольких тысяч рублей до нескольких миллионов. Иногда его может и вовсе не быть – франчайзи будет просто закупать и продавать товар. Как правило, высокий паушальный взнос означает, что компания очень дорожит своей репутацией, а значит, заинтересована в успехе новой франшизы и будет оказывать ей максимальную поддержку.
Как его оплачивать
Паушальный взнос записывается в налогообложении и бухгалтерском учете у обеих сторон договора. То есть, взнос фигурирует как у франчайзера, так и у франчайзи, по аналогу с другими статьями о доходах и расходах.
Так как в российских законах в принципе нет четкого определение паушального взноса, неудивительно, что там не указана и его номинальная сумма. Как же рассчитать расходы?
К примеру, Вы определились видом франшизы, и выбрали сферу общественного питания. В таком случае, паушальный взнос потребуется в 90% случаев, а оптимальный размер взноса составит до 25% от общих инвестиций в открытие дела. Рассмотрим покупку франшизы популярной сейчас кофейни Cofix за 1 000 000 рублей. При средних инвестициях в 5 000 000 рублей, паушальный взнос должен составлять около 1 250 000 рублей.
Оплатить эту сумму можно как единовременно, так и в рассрочку, в зависимости от договоренностей с франчайзером. Главное, чтобы вся сумма взноса или ее часть была перечислена сразу после заключения договора и получения товарного знака в пользование.
Стоит подчеркнуть, что на практике нет универсальной схемы оплаты паушального взноса, каждая компания вырабатывает свою систему оплаты, учитывая свои намерения касательно франчайзи.